Из проката на авто

Чтобы решить ситуативные проблемы с личным транспортом либо распрощаться с заботами о содержании автомобильного парка, можно воспользоваться услугами фирм, специализирующихся на прокате машин. Этот сервис быстро развивается вширь и готов удовлетворить спрос как корпоративных, так и частных клиентов.

По оценке специалистов филиала компании «АвтоРента Сервис», российский рынок аренды автомобилей растет примерно на 20-30% в год. Таким образом, экстраполируя данные 2006 г., можно предположить, что в минувшем году его объем должен был составить примерно $65 млн. Для сравнения: в США, без учета лизинга, этот показатель достигает порядка $20 млрд, а парк арендуемых там машин состоит примерно из 2 млн единиц. В распоряжении же российских прокатных компаний насчитывается не более 5 тыс. авто. При этом до 90% операций на отечественном рынке аренды автотранспорта приходится на Москву.

Однако и в нашей области данная услуга постепенно приобретает все большую популярность, и, по наблюдениям одного из участников рынка, за последние два года стоимость услуг в целом только снижалась. В соответствии с растущим спросом обновляется и расширяется автопарк арендодателей, повышенное внимание уделяется поддержанию идеального технического состояния предлагаемых машин. Так, в нижегородском офисе Hertz рассказали, что на фоне ежегодного увеличения объема рынка в нашей области на 15-20% итог минувшего года оказался для фирмы неожиданным - пришлось вдвое расширить парк автомобилей. По мнению General manager Hertz Nizhny Novgorod Сергея Репьёва, наметившемуся росту способствует стабильность в стране, благоприятные условия для развития бизнеса, приход западных компаний и, как следствие, повышение доходов граждан и желание пользоваться современными удобными услугами.

Портреты клиентов

Потребителей услуг аренды можно разделить на три основных категории. Во-первых, это гости города, которым необходим автомобиль для деловых или туристических поездок. Также они часто пользуются услугой трансфера: город-аэропорт, город-вокзал, вокзал-аэропорт. Арендой авто могут воспользоваться и жители города, если у них возникла срочная потребность в транспорте во время ремонта личного автомобиля или желание опробовать новую для себя марку машины. Кроме того, часть заказов приходится на свадьбы и другие торжества, на романтические поездки по городу, поездки на арендованном авто в отпуск и за город.

Третья категория - корпоративные клиенты. Это могут быть организации и предприятия, имеющие потребность в формировании собственного автопарка, но не желающие обременять себя работой по его управлению. Существующие на рынке предложения аутсорсинга в части транспортного обслуживания компаний позволяют снизить издержки и повысить эффективность ведения бизнеса за счет концентрации на своем основном виде деятельности. Краткосрочной арендой автомобилей могут воспользоваться фирмы, которым необходимо обеспечить своим партнерам из других регионов и стран комфортное передвижение по городу и области.

По подсчетам Сергея Репьёва, на долю аренды частными лицами в Нижнем приходится 70% рынка, такой же объем составляют и долгосрочные контракты. Кроме того, спрос на автомобили в прокат без водителя в 4 раза превышает спрос на машины с водителем. Как отметил директор компании «Вип Тэк» Игорь Тепляков, среди корпоративных клиентов преобладают иностранные и московские бизнесмены. Нижегородцы в значительной большей мере предпочитают брать авто в аренду для личных целей. Аутсорсинг пока не получил у нас распространения. «Аренда автомобилей на постоянной основе среди нижегородцев не практикуется, как это происходит, например, в Москве», - заключает он.

Владельцы и диспетчеры

Сергей Репьёв отмечает, что сейчас в Нижнем Новгороде работает довольно много компаний, предлагающих услуги аренды автомобиля с водителем. Он затруднился назвать их точное количество, однако добавил, что фирмы, которые предоставляют автомобили для самостоятельного управления, в городе можно пересчитать по пальцам.

Участников нижегородского рынка аренды авто можно разделить на три группы: представители международных компаний, филиалы московских агентств и местные фирмы. Каждая из них в той или иной степени имеет свою специализацию.

Так, основное направление бизнеса компании Hertz - прокат иномарок от бюджетного до представительского класса без водителя не только в России, но и по всему миру. Московские компании ориентированы на несколько другие продукты: «Элекс Полюс» предлагает только машины Волжского автозавода также без водителя, «АвтоРента Сервис» - иномарки экономичного, среднего и представительского класса, причем как с водителем, так и без него. Здесь также существует услуга заказа автомобиля за рубежом. В свою очередь, нижегородский филиал столичной фирмы «Скарлет» занимается сдачей в аренду с водителем легковых иномарок среднего и представительского уровней, лимузинов, зарубежных и отечественных микроавтобусов, а также автобусов средней и большой вместимости. Нижегородские прокатные компании сосредотачивают внимание на предложении легковых иномарок бизнес-класса, комфортабельных микроавтобусов и лимузинов - все с водителем. Отдельную категорию местных игроков составляют физические лица, которые имеют в собственности машины, пользующиеся устойчивым спросом на рынке. Помимо самостоятельного поиска клиентов они тесно сотрудничают с прокатчиками.

Таким образом, не все арендодатели имеют в собственности предлагаемый клиентам транспорт. Некоторые работают как диспетчеры, направляя заказы владельцам машин либо другим компаниям, у которых помимо аналогичной базы «частников» есть еще и свой автопарк.

Ценовые вилки

По подсчетам Сергея Репьёва, аренда недорогого транспорта преимущественно для частного пользования занимает около 30-40% регионального рынка, автомобилей среднего и бизнес-классов - 50%, а на долю элитных моделей приходится 15-20%.

Стоимость аренды в разных компаниях варьируется исходя из класса автомобиля, срока и формы его аренды, набора дополнительных услуг, способов расчета тарифов. Например, аренда комфортабельного микроавтобуса на 16-17 мест в черте города обойдется примерно в 700 руб./час, при этом фиксированный минимальный срок аренды составляет обычно 4 часа. Подобные временные ограничения компании распространяют и на другие модели машин. Например, аренда «Волги» или «Соболя» с водителем обойдется в пределах 260-300 руб./час, а лимузин будет стоить 2-3,5 тыс. руб./час в зависимости от его длины и числа посадочных мест. В отдельных случаях при найме легковой иномарки с водителем придется доплачивать от 100 до 500 руб./час, учитывая время суток и модель авто, а минимальная цена на имеющиеся в парке машины иностранных брендов колеблется в пределах 0,4-1,3 тыс. руб./час. Кроме того, вас попросят оплатить время работы водителя исходя из ставки за 10 часов (от 3,7 до 10,4 тыс. руб.). Цена трансфера, исходя из его вида и класса авто, составляет 0,4-1,5 тыс. руб.

При прокате автомобиля с водителем арендодатель обычно не несет особых рисков, таких как мошенничество, поэтому жестких требований к клиенту в этом случае не предъявляется. При заключении договора арендатору может быть предписано не курить в салоне, также указывается ответственность за порчу интерьера, неожиданное снятие заказа в день исполнения и др. Компании, предлагающие в аренду машины без водителя, разрабатывают специфические программы, стараясь предложить клиентам наиболее удобные условия и одновременно обезопасить свой бизнес.

А что в залог?

Чаще всего ответственность арендатора за полученное транспортное средство исчисляется суммой оставленного залога. «Нашим клиентам мы предлагаем дополнительную услугу по ограничению ответственности (иногда она уже включена в тариф), - рассказывает Сергей Репьёв. - В случае ее приобретения предел ответственности арендатора за повреждения арендованного автомобиля не превысит фиксированной суммы, даже в случае серьезного ущерба. Для большинства групп автомобилей она составляет 400-700 евро при повреждении и 1 тыс. евро при угоне». Компания Hertz не принимает наличные в качестве оплаты за аренду автомобиля без водителя. Дело в том, что тогда потребовался бы значительный залог, а это не всегда удобно. Здесь работают с пластиковыми картами основных платежных систем, с ваучерами и выдаваемыми партнерам собственными Hertz Charge Card. При использовании кредитной карты залог от клиента не требуется.

Менеджер отдела проката автомобилей «Элекс Полюс» Михаил Габов рассказал, что минимальный возраст для поучения автомобиля в данной компании составляет 20 лет, а опыт вождения должен быть не менее года. В зависимости от модификации машины, возраста и места проживания арендатора, а также от дальности поездки сумма залога составляет от 4,5 до 15 тыс. руб. В «АвтоРенте» она варьируется от 8,6 до 20 тыс. руб.

Компании предлагают транспорт без водителя на срок от нескольких часов до месяца и более. Почасовая аренда обычно входит в пакет дополнительных услуг и имеет фиксированный тариф, например, в «Элекс Полюсе» он равен 90 руб. В свою очередь, посуточная оплата дает возможность получить скидку, размер которой будет пропорционален времени пользования и может превысить 50% на отдельные марки.

Помимо почасовой оплаты в качестве дополнительных платных услуг арендодатели предлагают доставку и прием машины по удобному для клиента адресу, причем иногда ее можно вернуть даже в другом городе. Кроме того, существует практика оформления доверенности на одно лицо, установки противоугонных средств и другого дополнительного оборудования (багажника для лыж или велосипеда, детского кресла, навигационной системы).

Прокатный бизнес

В нижегородском офисе компании «АвтоРента Сервис» отметили, что рост числа игроков в нашем городе происходит в основном за счет небольших компаний или частных автовладельцев, сдающих в аренду автомобили без дополнительного пакета услуг, чем значительно проигрывают крупным организациям. «Да, новые мелкие и средние фирмы появляются, некоторые исчезают. На себе мы не чувствуем серьезной конкуренции, так как находимся в другом сегменте, отличном от представленных на местном рынке игроков, - говорит Сергей Репьёв. - Наши прямые конкуренты - крупные прокатные компании с мировыми именами - не выходят на российский рынок дальше Москвы и Санкт-Петербурга. За 15 лет они так и не обосновались в других регионах, и в ближайшие 5 лет этого также не произойдет».

По оценке г-на Репьёва, для организации бизнеса по аренде автомобилей, необходимо вложить как минимум $200 тыс. и иметь парк, состоящий не менее чем из 5 машин. При этом, как считает Игорь Тепляков, нецелесообразно приобретать автомобили стоимостью свыше $50 тыс., тем более новые, так как они дешевеют быстрее, нежели окупятся вложенные в них деньги. Оптимальный возраст автомобиля для прокатного бизнеса не должен превышать трех лет.

Основным риском для прокатных компаний является мошенничество, поэтому придется самостоятельно разрабатывать методики отсеивания клиентов и, безусловно, страховать данный риск. Затраты на содержание одного автомобиля складываются из амортизационных отчислений, платы за постановку на учет в ГАИ, страхование, техническое обслуживание, ремонт, расходов на сезонную смену шин, ГСМ, парковку, платежей по транспортному налогу и налогу на имущество. Минимизировать данные издержки можно, заключив долгосрочные контракты с СТО и подобными организациями, предоставляющими скидки на обслуживание парка.

Бизнес по аренде автомобилей в некоторой степени подвержен сезонным колебаниям. Так, пик спроса приходится на период с марта по октябрь, после чего наступает некоторое затишье. В наибольшей степени зависим от сезона прокат лимузинов, так как основной доход в этом сегменте обеспечивает обслуживание свадеб. Во время постов и в мае заказов на эти авто практически нет. Между тем, по оценкам нижегородских прокатчиков, на рынке аренды лимузинов действует жесткая конкуренция. Всего в городе их около тридцати, причем, по некоторой информации, весной появится еще пять. Лимузины находятся в собственности как арендных компаний, так и частных лиц (у одного нижегородца их три). «Многие накупили лимузинов в расчете на относительно быструю и простую прибыль, однако на деле обеспечить их постоянную загрузку не всегда реально, особенно в «мертвый» сезон и без должной информационной поддержки. Покупать автомобиль такого класса для работы по 4 месяца в году не имеет смысла, - комментирует генеральный директор транспортно-туристической компании «Кабри Тур» Александр Кельнер. - Сейчас, зимой, мы не отдаем частникам поступающие заявки - работают только наши собственные авто».

По наблюдениям компании Hertz, в Нижнем востребованы практически все автомобили - от бюджетного варианта до представительского класса, в том числе внедорожники. Также популярностью пользуются микроавтобусы. Александр Кельнер рассказал, что в зависимости от тенденций спроса приходится реформировать собственный автопарк. «Например, мы продали небольшие микроавтобусы и сконцентрировались на комфортабельных 17-местных машинах, так как видим, что они способны обеспечить стабильный доход», - говорит он. Микроавтобусы такого класса (в хорошем исполнении их в Нижнем всего пять), в основном востребованы для встречи в аэропортах Москвы иностранных туристических групп и бизнес-делегаций и доставки их в Нижний Новгород с дальнейшими экскурсионными и деловыми рейсами по городу и области. Кроме того, по словам г-на Кельнера, этот транспорт заказывают и для поездки в более отдаленные регионы страны. Игорь Тепляков, в свою очередь, отмечает высокий спрос со стороны корпоративных клиентов, VIP-персон и звезд эстрады на «Мерседесы» S и E-классов.

По прогнозам Сергея Репьева, нынешнее положение на региональном рынке сохранится - будут 2-3 крупные компании и несколько небольших. При этом основными методами борьбы за рынок станут, прежде всего, повышение качества предоставляемых услуг и расширение ассортимента, но никак не ценовая политика.