Служба такси: Старожилы рынка голосуют за возвращение лицензирования

С тех пор, как в 2005 году лицензирование таксомоторных компаний было отменено, количество игроков увеличилось в два раза. Сегодня в Нижнем Новгороде работает порядка 30 служб такси.

На самом деле, официально зарегистрированные фирмы составляют всего 25% рынка таксомоторных услуг, остальные 75% – доля нелегальных извозчиков. «Безусловно, конкуренция?среди?таксомоторных компаний существует, – отмечает Юлия Чекурова, директор компании «Женское такси», – но сильнее всего конкуренция с частниками, которые стоят буквально около каждой остановки. И порой клиенту гораздо удобнее выйти из дома и сесть в машину, а не ждать 10-15 минут такси. Кроме того, с частником всегда есть возможность договориться по цене, в отличие от водителя таксомоторной компании, работа которого рассчитывается по таксометру в соответствии с тарифами».

Анна Акимова, «АвтоРента Сервис»: «Мы предпочитаем брать водителей без опыта работы в других таксомоторных компаниях, без вредных привычек и с приятной внешностью».

В свою очередь, Анна Акимова, специалист по связям с общественностью ГК «АвтоРента Сервис» (такси Comedy Сab) считает, что конкуренция с частниками минимальна. «Во-первых, мы действуем в разных качественных и ценовых сегментах. А во-вторых, многие люди боятся ехать на непонятном автомобиле с незнакомым водителем, – говорит она. – Все-таки останавливать частника на улице — определенный риск, особенно для молодых девушек. А зачем рисковать, если есть возможность доехать комфортно и безопасно».

«Голодный» бизнес

«Одна из больших проблем бизнеса – дефицит кадров, – сетует Александр Мурзаев, заместитель директора службы пассажирских перевозок «ЭКС-Нижегородец». – Необходимо помимо набора опытных сотрудников заниматься регулярным обучением внутри компании».

«Для того чтобы считаться профессиональным водителем, мало иметь права, – считает Анна Акимова. – Для повышения мастерства наших водителей мы ввели собственную систему обучения, включающую в себя знания по техническому оснащению автомобиля, правила дорожного движения, занятия по культуре речи, изучение английского языка и истории нашего города. Кстати, мы предпочитаем брать водителей без опыта работы в других таксомоторных компаниях, без вредных привычек и с приятной внешностью. Все наши водители работают в галстуках, не курят и включают в автомобиле только утвержденный список радиостанций, хотя для клиента они могут сделать отступление от правил».

А вот Юлия Чекурова отмечает: «Поскольку наши водители – это женщины, не могу сказать, что желающих работать очень много. С женщинами гораздо сложнее, чем с мужчинами. Тут играет роль такой фактор, как семья. У многих дети, женщинам тяжело выходить в ночные смены, и днем они привязаны к ребенку (надо отвести в школу или в детский сад). По возможности мы стараемся подстроить график индивидуально под каждого водителя. Но все-таки трудностей возникает предостаточно».

Также наблюдается прямая зависимость кадрового голода от отмены лицензирования – профессиональные водители такси покидают компании и начинают работать «на себя».

Вообще, таксомоторные предприятия можно разделить на две группы: это компании с собственным автопарком, и компании, которые принимают на работу водителей с личным автомобилем. Иногда встречаются смешанные варианты.

По мнению Александра Мурзаева, лучше, если в таксомоторной компании свой парк автомобилей: «Все-таки это и регулярное техобслуживание, и постоянный контроль, и квалифицированные мастера по ремонту. После определенного срока эксплуатации автомобиль заменяется на новый, а у частника вряд ли строго соблюдаются все условия».

Обратите внимание

«В работе такси самое главное – это заслужить доверие клиента, – говорит Юлия Чекурова. – Клиент должен чувствовать себя комфортно и безопасно в нашем автомобиле. Реклама, конечно, играет свою роль, но автомобили и водители компании говорят лучше».

«Действительно, пока люди сами не проедутся и не увидят автомобиль, водителя, обслуживание своими глазами, то ничто их не убедит стать постоянным клиентом той или иной компании», – соглашается Александр Мурзаев.

«Многие родители заказывают такси Comedy Cab, чтобы отправить своих детей в бассейн или школу, так как уверены в их безопасности и порядочности наших водителей», – замечает Анна Акимова.

Для успешной работы в данном бизнес-секторе необходимо найти собственную изюминку. Например, «Женское такси» сделало ставку на эксклюзивность. «Такого такси в нашем городе не было. Водитель такси – женщина и поэтому автомобили нашего таксомоторного предприятия покрашены в розовый цвет, – говорит Юлия Чекурова. –Проехать в нашем такси не откажется и мужчина. Хотя изначально мы планировали свое такси для женщин и детей, но в процессе работы эти рамки были сняты». А «фишка» Comedy Cab – позитив. Во время поездки клиент может послушать юмористические аудиокниги.

Бизнес «с нуля»

Есть три основных статьи расходов: приобретение автомобилей, техническое обеспечение бизнеса (включая ремонт и обслуживание) и заработная плата сотрудников. «У компаний, вкладывающихся в персонал, оборудование, обслуживание и ремонт автомобилей, обучение водителей, рентабельность, как правило, невысока, – говорит Анна Акимова. – А если построить свою службу такси по принципу «одного телефона» и нести расходы только на зарплату, то конечно, такая схема ведения бизнеса привлекательна, так как обеспечивает больший доход».

Необходимо также продумать и систему контроля работы водителей. «В каждом автомобиле у нас стоит GPS-навигация, а также есть тревожная кнопка – на тот случай, если клиент не захочет платить или будет предпринимать что-либо неправомерное в адрес нашего водителя. У нас срабатывает сирена, и на место происшествия выезжает служба безопасности, – говорит Юлия Чекурова. – А также в каждом автомобиле имеется книга жалоб и предложений, где каждый клиент может оставить свои пожелания».

Эксперты уверены, что ценовая конкуренция на рынке таксомоторных компаний осталась в прошлом. «Конечно, для некоторых людей стоимость поездки является определяющим фактором, и, позвонив в пару-тройку таксомоторных компаний, клиент выбирает минимальную цену, – отмечает Анна Акимова. – Однако в этом случае есть немало подводных камней. Во-первых, диспетчер может умолчать о некоторых пунктах, таких, как наценка за ожидание выхода, за провоз багажа или животных, за позднее время суток и т. д. И в результате, стоимость поездки получается гораздо выше, чем была объявлена по телефону».

Эксперты сходятся во мнении, что благоприятное развитие таксомоторного бизнеса будет только в том случае, если вновь будет введено лицензирование. «С частниками бороться бесполезно. Бороться нужно на более высоком уровне. Я считаю, что необходимо снова ввести лицензирование таксомоторной деятельности и запретить «нелегалам» ставить «шашечки», – считает Юлия Чекурова.

По словам Анны Акимовой, рынок еще достаточно дикий. «Но, надеюсь, в ближайшем будущем он станет более структурированным и упорядоченным, – говорит она. – Это выгодно всем: и игрокам, и клиентам».

Можно проследить прямую зависимость кадрового голода от отмены лицензирования – профессиональные водители покидают таксомоторные компании и начинают работать «на себя».

Для успешной работы в данном бизнес-секторе необходимо найти собственную изюминку. Например, «Женское такси» сделало ставку на эксклюзивность, а вот Comedy Cab – на позитив.

 
Источник: "КАПИТАЛИСТ-НН"
Автор: Ольга КОНОВАЛОВА