"Мертвые души" прокатного бизнеса

01 сентября 2009 г.

Прокатный бизнес тесно связан с банковской сферой, так как зачастую, чтобы открыть свой автопрокат, предприниматель обращается за кредитованием или лизингом. И погашать высокий процент удается лишь крупным компаниям и представителям западных корпораций.

Из российского прокатного бизнеса выбыли еще четыре компании: Moscow Rentacar, PR|Auto, Luxe Auto Rent и Good-Drive.

«Акционеры этих компаний изначально рассчитывали на высокую рентабельность бизнеса, а в автопрокате рентабельность бизнеса не превышает 10—15%, — комментирует возможные причины прекращения работы конкурентов Евгений Потеснов, генеральный директор «Пингвин автопроката». — Плюс непокрываемые страховыми компаниями риски утраты автомобилей. Мы работаем исключительно за счет привлеченного лизингового капитала, и с началом кризиса ставки на финансирование заметно увеличились. В этой связи мы временно перестали закупать новые автомобили. Спрос, по грубой оценке, снизился вполовину». Компании «Фабрика перевозок» также пришлось отказаться от лизинга и закупать автомобили на собственные средства. Как заметил ее директор Андрей Жовтяк, «лизинг сейчас очень дорогой». Вячеслав Мясковский, директор по развитию компании «АвтоРента Сервис», также считает, что отказ от лизинга позволил их компании развиваться дальше.

Юрий Яснецов, коммерческий директор «Аксель-Рента», полагает, что уход вышеперечисленных компаний обусловлен значительным сокращением рынка услуг проката в премиум-сегменте, превышающим падение в эконом- и даже бизнес-классе. В сегодняшней ситуации высокие тарифы, большой залог, резкое уменьшение численности целевых клиентов привели к снижению доходов.

Руководитель компании «Формула движения» Андрей Бровин о компаниях Moscow Rentacar и Good-Drive ничего не знает, хотя тщательно отслеживает конкурентов, и, соответственно, не стал комментировать их уход с рынка. А вот компании PR|Auto и Luxe Auto Rent достаточно хорошо ему знакомы. О них — только положительные отзывы. Но в связи с тем, что обе они работали в премиум-сегменте, их уход был ожидаем, отмечает он. В кризис платежеспособность клиентов значительно уменьшилась, хотя потребность в авто напрокат осталась прежней. Клиент сегодня намного реже отдает предпочтение автомобилям премиум-класса. Данные компании не выдержали новых тенденций прокатного рынка, поясняет Бровин.

И действительно, эти две компании предоставляли в аренду автомобили бизнес-/представительского класса.

Компания PR|Auto была одним из крупнейших игроков прокатного сегмента и позиционировала себя на рынке как «PR|авильный выбор»: «Располагая впечатляющим парком автомобилей, знаниями, кадрами и соответствующей инфраструктурой, PR|Auto предлагает партнерам полный пакет транспортного обслуживания в сегменте легкового автотранспорта. PR|Auto может твердо гарантировать, что доверившаяся компания будет освобождена от всех забот о техническом обслуживании, страховании, содержании персонала».

Стратегия, которую реализовывала PR|Auto:

  1. прокат полного модельного ряда BMW и Mini;
  2. предоставление клиентам исключительно новых и престижных автомобилей;
  3. широкий спектр предоставляемых услуг;
  4. сервис на уровне высочайших мировых стандартов;
  5. индивидуальный подход к каждому клиенту.

PR|евосходное обслуживание, PR|естижные автомобили, PR|окат новых авто, PR|офессиональная команда, PR|ивлекательные цены, PR|екрасное реноме — вот громкие заявления этой компании. Но ни телефоны, ни сайт уже не отвечают…

Так же, как и PR|Auto, «Аксель-Рент» работает с BMW. О сложившейся в связи с кризисом ситуации в компании и на рынке рассказывает Юрий Яснецов: «На нашу компанию кризис повлиял так же, как и на всех, и даже больше, поскольку мы относимся к премиум-сегменту. Однако в целом, используя преимущества проката, построенного на базе дилерской сети (в нашем случае мы используем дилерские центры BMW и Volkswagen), нам удается бороться с тяготами сегодняшней ситуации.

Как и большинство компаний, бизнес которых построен на использовании оборудования, машин и механизмов, мы нуждаемся в периодическом вливании денежных средств для обновления основных средств заработка. Поэтому в процессе своей деятельности мы постоянно пользуемся кредитными инструментами, в основном приобретая автотранспорт в лизинг. Учитывая эти обстоятельства, можно сказать, что мы сильно зависимы от банковского сектора и от его «состояния здоровья».

Спрос снизился и, по нашей статистике, сейчас находится на отметке 2007 года. Кривая сезонности остается стабильной и повторяется как в пиках падения, так и в точках высокого сезона. В ближайший год ожидаем падения спроса до отметок 2006 года. Ротация на уровне малобюджетных компаний достигла больших величин — много новых игроков приходит, много уходит. Основные лидеры пока держатся, используя ранее наработанный потенциал и опыт. Думаю, что сегодняшний кризис отбросит рынок прокатных услуг на уровень 2005—2006 годов, что в целом, безусловно, не страшно. Года-двух нормальных экономических условий хватит для того, чтобы сектор наверстал потери».

Соболезнует компании Luxe Auto Rent Дмитрий Новожилов, заместитель директора Dollar Thrifty Russia: «В текущей экономической ситуации вряд ли можно найти отрасль, которая сохранила всех участников рынка. Сектор транспортных услуг не стал исключением. Однако есть возможность сохранить рынок и игроков. На наш взгляд, этот возможно только при объединении прокатных компаний и аффилированных бизнесов (продажа автомобилей, обслуживание автомобилей, АЗС и т. д.). Таким органом мы считаем Ассоциацию прокатных компаний.

Не со всеми из них мы знакомы лично, но большое сожаление вызывает закрытие фирмы Luxe Auto Rent, известной как одна из высококлассных фирм с хорошим парком и высоким качеством обслуживания».

Компания Luxe Auto Rent специализировалась только на аренде Mercedes, на чем, видимо, и погорела. Надо заметить, что сайт у компании информативный и живучий (до сих пор работает): «Luxe Auto Rent — для тех, кто ценит свое время и заботится о своем имидже. Наш клиент — успешный, уверенный в себе человек. Наши услуги — это качественно новое предложение на рынке подобного рода услуг. Мы предлагаем взять у нас напрокат автомобиль бизнес-класса престижной марки самой последней модели. Только у нас доступна аренда автомобилей подобного класса без водителя. Кроме того, доступен прокат микроавтобусов». Странно: только положительные отзывы об этой компании, но, к сожалению, это не помогло ей выжить…

А вот на Subaru не прогоришь, считает директор компании SUBARENT Александр Скобелев: «По моему мнению, больше всех пострадали те компании, автопарк которых в значительной степени зависел от корпоративных клиентов. С одной стороны, в благоприятной экономической ситуации это хороший клиент, а в плохой экономике — это отрицательный момент. Под фирмы покупаются машины, в основном на кредиты, а когда клиент уходит, машины встают, а проценты платить надо. У нас доля корпоративных клиентов небольшая, кредиты в банках мы не берем, иногда идем по другому пути — заключаем партнерские соглашения со своими клиентами, автомобили которых мы используем в бизнесе, но это тоже небольшая часть. По спросу не могу сказать, что он сильно упал — в пределах 10%. Может быть, нас спасает и то, что на рынке мы практически одни, предлагающие в прокате автомобили марки Subaru».

Разобраться в ситуации с Moscow Rentacar, работавшей с разными классами автомобилей — от «эконома» до представительского, — нам поможет Андрей Розе, директор компании «Аренда Авто»: «Уход старых и приход новых компаний с/на прокатный рынок — часть жизненного цикла и касается не только проката. Кризис однозначно повлиял снижением спроса. Работа в зимний и весенний периоды осложнилась сезонным колебанием».

А компания «Формула движения», как сообщает Андрей Бровкин, снижения спроса не почувствовала: «Наверное, потому, что наша компания охватывает все сегменты — от автомобилей экономкласса до премиума и кабриолетов. Главное, что мы удовлетворяем потребность любого клиента, с любым кошельком, при этом обеспечивая комфортное обслуживание. Наверное, в этом секрет компаний, которые твердо стоят на ногах даже в кризис».

Компания Moscow Rentacar предоставляла транспортные услуги с 2002 года. Как написано на сайте, который, кстати, тоже продолжает работать, «это динамично развивающаяся компания, которая специализируется на прокате и аренде автотранспорта. По желанию клиента предоставляется автомобиль с водителем и без него. В организации работают профессиональные водители со знанием иностранных языков. На сегодняшний день парк компании насчитывает свыше 100 единиц автотранспорта. Автопарк сформирован исключительно из иномарок 2007—2008 годов выпуска. Всегда в наличии автомобили премиум- и бизнес-класса; бюджетные машины и лимузины, микроавтобусы и мини-вэны». Огромный автопарк, развитая сеть пунктов проката, привлекательные цены — ничто не помогло компании удержаться на плаву…

К сожалению, и совет от Дмитрия Новожилова переориентироваться в основном на более бюджетные автомобили не помог Good-Drive (г. Санкт-Петербург) — в автопарке этой компании были представлены машины только экономкласса…

Вячеслав Мясковский прокомментировал уход этих компаний так: «Очень легко судить кого-то со стороны и думать, что в конкретной ситуации ты бы поступил более грамотно и профессионально. Я с уважением отношусь ко всем своим коллегам по прокатному бизнесу, в какой бы ситуации они ни оказались. Возможно, для них этот рынок оказался слишком конкурентным, и в условиях непростой экономической ситуации они не смогли доказать свою уникальность и остаться интересными для своих клиентов. В любом случае, как говорится, «если жена ушла к другому, еще неизвестно, кому повезло». Возможно, руководство этих компаний видит перспективы для развития бизнеса в других областях, которые окажутся для них более осязаемыми, более выгодными».

О наболевшем — увольнениях, гонениях, урезаниях…

Вместе с кризисом пришли массовые увольнения людей, безработица. В завтрашнем дне не может быть уверен никто. По мнению экспертов, массовые сокращения в первую очередь коснутся лидеров рынка. Причина проста: именно они, агрессивно развиваясь, неоправданно раздули свои штаты. Хочется узнать, как обстоят дела у «львов» прокатного бизнеса.

В «Пингвин автопрокате», одной из крупнейших компаний, зарплаты остались без изменений, сокращений не было. «У нас всегда было оптимальное количество людей», — объясняет Евгений Потеснов.

А компания «Аренда Авто» сообщает, что провела индексацию зарплат. Усилена работа по части качества оказываемых услуг, соответственно изменена мотивационная часть (в общем увеличена). Штат расширен, введены новые должности.

Юрий Яснецов из «Аксель-Рента» считает, что в складывающейся ситуации очень важно иметь кадровый состав, способный работать в непростой экономической и психологической обстановке. «К счастью для нас, еще ранее, до наступления кризиса, была проведена кадровая работа, в результате которой был оптимизирован численный состав сотрудников нашего предприятия в соответствии с установленными объемами выполняемых задач. Учитывая, что в период настоящего кризиса мы сохранили все точки проката, нам не потребовалось проводить сокращений. Некоторые изменения произошли в социальном пакете — уменьшены компенсации за телефонные переговоры, исчезли компенсации за регулярные занятия спортом, уменьшены рамки добровольного страхования за счет предприятия», — отмечает коммерческий директор «Аксель-Рента».

Рассказали о своих приоритетах и в компании Dollar Thrifty Russia: «Принцип работы нашей компании: концентрироваться на росте и развитии. Часто сокращение затратных статей является единственным методом выживания в сложный период, однако для нас важно сохранить сотрудников и их уровень дохода на неизменном уровне, что было достигнуто благодаря оптимизации загрузки персонала с соответствующими изменениями в штатном расписании».

В компании «АвтоРента Сервис» не испугались проблем и, наоборот, повысили эффективность работы: «Финансовый кризис выявил истинную цену каждого сотрудника и необходимость его присутствия в нашей компании. Нельзя сказать, что до кризиса у нас был слишком раздут штат, но работников было процентов на 10—15 больше. С другой стороны, кризис позволил нам взять на работу тех хороших специалистов, которые раньше были нам недоступны по причине их высокой стоимости. Можем с уверенностью сказать, что сейчас у нас отличная команда, где каждый сотрудник понимает свою ценность и потому работает с максимальной эффективностью».

«Формула движения» сообщает, что условия работы для сотрудников не изменились, хотя сокращений компания не избежала. Но это было связано с пересмотром структуры компании, минимизацией издержек и закрытием офисных площадок.

«Прогноз погоды»

Трудно что-то прогнозировать, но все же… Каковы прогнозы и планы на осень 2009 года? Как правильно вести бизнес в такое нестабильное время? С этими вопросами я обратилась к представителям прокатных компаний.

Евгений Потеснов, «Пингвин автопрокат»: «Осень и зима в автопрокате — низкий сезон, плюс эффект кризиса. Нужно избавиться от активов, не генерирующих доход. Снизить, насколько можно, долговую нагрузку. И не развязывать ценовые войны — они в средне- и долгосрочной перспективе дадут только отрицательный результат».

Юрий Яснецов, «Аксель-Рент»: «Нужно оставаться спокойными, окружить рабочие процессы коллективом, способным сопереживать ситуации предприятия. Очень помогает в этой ситуации, когда ты смотришь на свое предприятие со стороны и представляешь, что это маленький домик в окружении больших небоскребов, которые падают под натиском существующих проблем. И, что самое интересное, чем больше высоток падают рядом с тобой, тем выше кажется твой домик. Одним словом, надо ждать подъема».

Александр Скобелев, SUBARENT: «Прогнозы давать сложно, но я думаю, что кардинально ничего не изменится по сравнению с предыдущими годами: у нас прокат — сезонная вещь. Инотуризм в стране отсутствует благодаря «мудрой» визовой, гостиничной и антикриминальной политике властей. Инфраструктура развивается только на словах и на дачах у чиновников. Помощи от государства прокатчики не получают. Ни со стороны страхового бизнеса, ни со стороны правоохранительных органов подмоги нет, только на частном уровне. Так что, как всегда, будем рассчитывать на постоянных клиентов, которые по разным причинам не имеют своего авто, и на тех, кто отдает своего «железного коня» в ремонт».

Дмитрий Новожилов, Dollar Thrifty Russia: «Скорее всего, рынок будет на том же уровне, что и в 2008 году в аналогичный период. Необходимо регулярно отслеживать ситуацию на рынке для оценки его текущего состояния в целом и понимания того, какую позицию занимает конкретно наша компания. Залог успеха — своевременное принятие решений, отражающих текущую рыночную ситуацию. Кроме того, основной принцип работы — любить клиентов и заботиться о них».

Андрей Розе, «Аренда Авто»: «Полагаю, ситуация стабилизировалась. Если не будет серьезных потрясений в виде банкротства крупных, системообразующих предприятий, прогнозируем сезонный спад на уровне 15—20%».

Вячеслав Мясковский, «АвтоРента Сервис»: «Если бы мы искали легких путей, мы были бы продавцами бубликов в Константинополе. Однако мы продолжаем работать здесь, в России, искать новых партнеров, новых клиентов — продолжаем развиваться. Главное — настроиться на победную волну!»

Андрей Бровкин, «Формула движения»: «Я считаю, что время всегда одинаковое. Главное — как ты реагируешь на любые изменения. Я оптимист и всегда говорю, что все будет хорошо. У меня нет ощущения, что будет сильный спад на рынке автопроката в Петербурге. Мое мнение, что будет рост. Но, скорее всего, это, опять же, коснется проката машин экономкласса. Рассчитывая на увеличение спроса на данную услугу, компания «Формула движения» планирует приобрести до 20 единиц автомобилей именно класса эконом. Поэтому еще раз повторяю, что поведение в бизнесе во время кризиса должно быть рационально-оптимистичным, как и в любое другое время».

Андрей Жовтяк, «Фабрика перевозок»: «Единственное, в чем я уверен, — что демпинговать нельзя…»

Прогнозы я нахожу достаточно оптимистичными… Жить будем!

 
Источник: Autorenter.Ru
Автор: Диана Полунькова