Высокотехнологичное такси COMEDY-CAB. Обо всем, кроме шуток

Работа таксиста — сфера малоконтролируемая со стороны работодателя. Слишком много свободы действий и в плане выбора маршрута, и в плане «таксы». Новый проект компании «Авто Рента» — такси Comedy Cab — демонстрирует, как исключить подобные «пережитки прошлого» из жизни современной службы такси.

«Паспорт проекта»

Заказчик: ООО «Авто Рента»
Исполнитель: компания Lipman SoftService (Москва), ООО «НПП Геолайт» (Москва).

Техническое решение: диспетчерская система — АРМ оператора такси с использованием GPS-навигации. Запись данных по смене каждого таксиста производится на флеш-карту и автоматически переносится в учетную систему. Таксометр связан с карточным терминалом, который имеет GPRS-подключение через Internet к расчетному центру банка.
Срок исполнения проекта: от проектирования системы до выхода первых такси на линию — три месяца (июнь — сентябрь 2006 года).

Высокие технологии облагораживают труд таксиста и делают бизнес эффективнее. Система GPS-навигации, таксометр, платежные терминалы в салоне автомобиля – подобные «приметы времени» приятно дополняют образ жизнерадостного бренда Comedy Cab и, несомненно, становятся его конкурентными преимуществами.

«Железный конь» бизнес-класса.

Система, благодаря которой осуществляются все высокотехнологичные возможности такси, состоит из нескольких частей. Невидимая клиентам часть — это диспетчерская система: база клиентов, база заказов, увязанная с информацией о совершенных и совершаемых поездках (маршрут и тариф). Кроме того, осуществляется мониторинг географического положения каждой машины. На автомобиле закреплен маяк, и с помощью спутниковой глобальной навигационной системы отслеживаются ее координаты на карте. Инструментарий диспетчера позволяет определить ближайшие до точки заказа машины, свободны они или заняты. Благодаря вот такой автоматизации рабочего места (АРМ) оператор такси оптимизирует пробеги. Эта же система позволяет контролировать передвижения автомобилей. Такси работают только через диспетчерскую, на улице не пассажиров подбирают. «Левые» поездки исключены.

Видимая клиенту часть высокотехнологичного айсберга — элегантные автомобили бизнес-класса Ford Mondeo. Поездка проходит в самых комфортных условиях. Атмосферу юмора создает специальная коллекция аудиозаписей. Но шутки шутками, а деньги любят счет! Система оплаты маршрута совершенно прозрачна. «Внутри» каждой машины установлен таксометр, взаимодействующий с платежным терминалом. В таксометр переносятся тарифы (ночной, дневной, корпоративный, часовой) — до восьми тарифов. На дисплее в течение всей поездки высвечиваются данные о пробеге и его стоимости. В зависимости от скорости, таксометр автоматически переключается: при скорости ниже 10 кмч (например, в случае затора на дороге) включается «режим простоя». У клиента есть выбор: стоять в пробке или объехать ее «партизанской тропой». Получится два-три километра дополнительно, зато будет сэкономлено время. Пассажиры следят за ситуацией по беспристрастным данным на дисплее: нет необходимости спорить, доказывать сколько «наездили».

Спросить чек у таксиста недавно сошло бы за отличную шутку. У Comedy Cab с этим все серьезно. Клиенты, сделавшие выбор в пользу нового такси, получают чеки при оплате услуги. Ведь поездка — такая же платно оказанная услуга, как и любая другая! Кассовый чек пробивается водителем вручную: так проще. В будущем, когда уже имеющаяся встроенная контрольно-кассовая машина (ККМ) таксометра будет включена в государственный реестр ККМ, разрешенных к применению, необходимость в дополнительной кассе отпадет.

Можно расплачиваться наличными. Так обычно поступают пассажиры — частные лица. Корпоративные клиенты предпочитают безналичный расчет. В этом случае печатается два экземпляра чеков. В конце месяца подводится баланс и производится оплата счетов компанией-заказчиком.

Платежные терминалы оснащены карт-ридерами, благодаря которым оплату проезда можно сделать по пластиковой карте. Количество «пластиковых» платежей постепенно увеличивается. Такси Comedy Cab первым представило на местном рынке услуг такую возможность оплаты. А с учетом связи терминала с таксометром — и первым в России.

Раскройте карты!

Реализация пластиковых платежей стала возможна благодаря партнерству с банком, обслуживающим платежи по картам, — ОАО Банк «Петрокоммерц» и фирмой-разработчиком Lipman SoftService.

Современность предлагает нам технологии, а реальность вносит свои коррективы. Так, например, протокол GPRS (на котором основана связь такси с банком) не очень скоростной и устойчивый, но имеет хорошее покрытие. Наладить более устойчивое и скоростное соединение возможно в результате перехода на CDMA (но тут недостаточное покрытие) или GSM-протокол передачи данных следующего поколения, но это уже задача будущего. Тем не менее, в пользу оплаты с помощью карт говорит проект, который такси осуществляет с банком «Петрокоммерц» (и сейчас ведутся переговоры с другими банками). При оплате картой — дисконт клиенту: от 5 до 15 процентов, в зависимости от типа карты (Electron, Classic, Gold, Platinum для карт системы VISA, аналогично для карт системы MasterCard, в перспективе — обслуживание карт American Express).

Разработкой таксометров занималась московская фирма ООО «НПП Геолайт», один из ведущих производителей такого оборудования в России. Компания разрабатывает таксометры и адаптирует их к различным условиям в сфере обслуживания пассажиров. В случае с Comedy Cab была произведена доработка прибора: данные по смене каждого конкретного таксиста записываются на флеш-карту и переносятся в учетную систему — в компьютер. Другая доработка — связь с платежным терминалом для оплаты по карте.

Сейчас продолжается ввод системы в эксплуатацию. В конечном варианте не нужно будет делать двойной ввод данных — отсюда вытекают все плюсы, которые дает работа с единой базой данных.

От флеш-карт до карт географических.

Важная часть системы — диспетчерская, мониторинговая. Специалисты IT-службы «АвтоРента» собирали ее сами. Первоначально спроектировали структуру, затем выбрали программное обеспечение сервера для хранения данных, аппаратуру, которая устанавливается на машины, заказали промежуточное программное обеспечение (диспетчерский сервер) и подобрали картографическое программное обеспечение. Здесь было некоторое затруднение: карт существует много, но в свободном доступе, как правило, находятся карты не для коммерческого использования. При разрешении этой проблемы особое внимание было уделено наличию дорожных графов — разметке знаков дорожного движения, ограничениям по скорости и другим регламентам. Именно благодаря графам АРМ оператора прокладывает маршрут и считает километраж именно там, где возможно движение. Евгений Колчин, руководитель проекта Hertz ООО «Авто Рента Сервис рассказывает: «Часто люди заранее интересуются: сколько будет стоить поездка «из пункта А в пункт Б». С запуском диспетчерской системы мы сможем сказать: сегодня по дневному тарифу и без учета пробок такая поездка обойдется вам в такую-то сумму».

Меньше кнопок!

Автоматизация диспетчерской базы данных дает немало плюсов и с точки зрения отчетности. «Поскольку нам известна структура данных диспетчерского сервера, куда собираются все данные, то никаких проблем с генерацией любой отчетности по анализу этой базы данных не возникнет. Можно делать запросы, разрабатывать генератор отчетов и эти отчеты получать», — комментирует Евгений Колчин.

Есть у революции начало — нет у революции конца… И у научно-технической тоже. Процесс автоматизации в «АвтоРента» продолжает развиваться. Найден ряд звеньев технологической цепочки, которые могут стать еще проще и лучше: «Сейчас старший диспетчер вставляет карту водителя с данными о смене в специальный адаптер, запускает процедуру считывания, сохраняет считанный файл. В дальнейшем хотелось бы сделать эту процедуру более автоматизированной, лишних действий быть не должно: карту вставили, нажали кнопку, файл считался, лампочка зеленая загорелась — водитель свободен. Ведь когда мы открываем подъезд в доме при помощи электронного ключа touch memory, все происходит практически мгновенно. Объем информации, который скачивается с наших карт, не сильно отличается», — размышляет наш эксперт.

Дальнейший процесс автоматизации бизнеса связан с охватом всех его подразделений. На очереди — многофирменный учет (наряду с такси компания осуществляет лизинг и прокат автомобилей). Выбор платформы уже сделан: «Автоматизированную систему учета мы будем создавать на основе 1С при содействии фирм-франчайзи. Мы посмотрели «Управление автотранспортом» 1С 8.0. — все, что мы делаем (ТО, учет номерных агрегатов, расчет стоимости обслуживания автопарка, выписка путевых листов), там есть. Многое, конечно, будем менять, но в основных наших требованиях ничего особенного нет».

С оглядкой на будущий рост объемов бизнеса новые требования предъявляются к уже существующим мощностям: «Когда мы имеем флеш-карту с данными смены для водителя, одно дело считать одну карту, а другое — когда карты сдают одновременно пятьдесят водителей. Возникают совершенно другие требования к устойчивости программы и к скоростным качествам. Пока машин немного, мы с этим справляемся. Но нужно думать о будущем».

В планах компании — тиражирование системы. Для этого будет необходим более мощный процессор и набор интерактивных карт не только Нижнего Новгорода, но и других регионов.

Евгений Колчин, руководитель проекта Hertz ООО «Авто Рента»:

— Большой сложности во взаимодействии водителя ни с таксометром, ни с кассой, ни с терминалом нет. Таксисты проходят специальный инструктаж и обучение: проделывают необходимые манипуляции на тренировочной нефискализованной кассе и на терминале. Обучение идет в течение недели. И это максимальный срок. В конце обучения водитель сдает экзамен. Если трудности возникают уже в процессе работы, есть, у кого спросить: в помощь начинающему — начальники смен, старшие в экипаже.

 
Источник: Журнал "Прием!"
Автор: Ксения АНФУРИЕВА