Тенденции: В аренду и напрокат. Обзор нижегородского рынка проката автомобилей.

Сейчас в Нижнем Новгороде можно взять напрокат практически любой автомобиль — от российской “Лады” или бюджетной иномарки до представительских машин премиум-брэндов. Можно даже заказать роскошный лимузин для романтической поездки. Но нынешнюю ситуацию на рынке проката автомобилей и его перспективы представители нижегородских компаний оценивают неоднозначно.

Нижегородские компании предлагают довольно широкий спектр услуг по аренде автомобилей: с водителем и без, корпоративное обслуживание, трансферт, загородные и экскурсионные поездки. Кстати, участники этого рынка различают понятия “аренда” и “прокат”: если автомобиль предоставляется с водителем — это аренда, если без водителя — прокат. Правда, точное количество компаний, предлагающих услуги такого рода в Нижнем Новгороде, не берутся назвать даже сами операторы. “Компаний, имеющих свой парк автомобилей, на нашем рынке около десяти, — полагает представитель фирмы San&Stars Семен Федосенко. — Большинство из них сдают автомобили в аренду. Прокатом как таковым занимаются три-четыре компании”.

По словам Семена Федосенко, San&Stars сдает в аренду автомобили уже девять лет, но это не единственное и не основное направление деятельности компании. Большинство же нижегородских фирм, сдающих автомобили в аренду, работают на этом рынке по три-четыре года. Их автопарки невелики (от 2—3 до 10 машин), но это, как правило, дорогие иномарки большого и представительского классов, в том числе лимузины, а также комфортабельные микроавтобусы.

“Невозможно содержать большой парк дорогих машин, поскольку этот бизнес пока непредсказуемый”, — говорит директор компании VIP-ТЭК Игорь Тепляков. По его словам, клиентами компаний становятся москвичи и иностранцы, приезжающие в Нижний Новгород в недлительные командировки, а спрос на услуги такого рода неустойчивый. “Когда в городе проходят какие-нибудь форумы, машин не хватает. А иногда автомобили месяцами простаивают”, — поясняет он. Впрочем, ситуация на рынке меняется к лучшему, отмечает директор фирмы “Кабри-тур” Александр Кельнер. “Три-четыре года назад спроса на представительские автомобили и лимузины практически не было, поэтому начинали мы с микроавтобусов, — рассказывает он. — Сейчас деловая активность в Нижнем Новгороде растет, и спрос развивается, хотя и не так активно, как в Москве”. “В Москве такие компании работают круглосуточно, как такси. У нас этого нет и, наверное, не скоро будет”, — добавляет Игорь Тепляков.

Кроме компаний на нижегородском рынке появились и частники — владельцы иномарок представительского и бизнес-классов, готовые сдавать свои автомобили в аренду. Но о конкуренции в этом сегменте речь не идет. Имея небольшие парки автомобилей, в период повышенного спроса участники рынка становятся партнерами: если на большой заказ автопарка одной компании не хватает, привлекаются машины других операторов и частников. Другая ситуация в сегменте лимузинов, которые заказываются, как правило, для свадеб или романтических поездок. Их уже насчитывается в городе около 30. “Это много, — считает Игорь Тепляков. — Но в сезон и их не хватает”.
Нижегородские компании, сдающие автомобили напрокат (то есть без водителя), конкуренции тоже не ощущают, поскольку ориентированы на разные категории клиентов. Сейчас, по данным самих операторов, в Нижнем Новгороде эту услугу предлагают четыре фирмы: “Роспрокат-Лизинг”, “АвтоРентаСервис”, “Элекс Полюс” и “Фаворит-Авто”.

Компания “Роспрокат-Лизинг”, первой предложившая услугу проката автомобилей нижегородцам еще в 2001 году, сейчас работает в основном с корпоративными клиентами. “Нам стало неинтересно работать с физическими лицами, выдавая автомобили на один-два дня, — рассказал генеральный директор компании Дмитрий Касаткин. — Сейчас у нас есть корпоративные клиенты, которые арендуют машины с 2001 года. Раз в два года мы просто покупаем для них новые автомобили и полностью их обслуживаем”. В парке компании “Роспрокат-Лизинг” около 20 прокатных автомобилей, в основном иномарки эконом- и бизнес-классов. По словам Дмитрия Касаткина, нижегородский рынок автопроката хоть и развивается, но динамика роста невелика — около 10% в год. Потребность нижегородцев в этой услуге он оценивает в 70 автомобилей в день. Для четырех операторов, по его мнению, этого недостаточно. Поэтому основным направлением деятельности “Роспроката” стали лизинговые операции, а прокат автомобилей в обороте компании составляет около 3%.

В компании “АвтоРентаСервис”, являющейся сейчас лидером нижегородского рынка проката автомобилей, ситуацию оценивают иначе. В ее парке более 250 иномарок различных марок и моделей — от стандартных городских машин до автомобилей класса “люкс”. “Если сначала люди относились к новой услуге настороженно и большая часть заказов поступала от корпоративных клиентов, то сейчас ситуация изменилась, — рассказал сотрудник компании. — В последние годы это особенно заметно”. По его оценке, еще через год парк прокатных автомобилей компании можно будет увеличивать вдвое.

Достаточно востребованной считают эту услугу и в компании “Элекс Полюс”, предлагающей напрокат все модели Lada. “Если начинали мы с 15 машин, и этого количества нам хватало, чтобы удовлетворить спрос, то сейчас в нашем парке 50 автомобилей, и почти все они постоянно в работе”, — рассказал представитель “Элекс Полюса” Михаил Габов. По его словам, клиентами прокатных компаний становятся люди из разных социальных групп — “от рабочего до генерального директора фирмы”. Как правило, автомобиль берется напрокат на время ремонта собственной машины, в ожидании ее покупки или для семейных поездок в выходные дни.

“Поскольку экономическая ситуация улучшается и доходы населения увеличиваются, рынок растет и будет расти”, — говорит представитель компании “АвтоРентаСервис”. По его же мнению, рынок будет расти за счет увеличения парков действующих компаний, а ждать появления новых в Нижнем Новгороде в ближайшие годы не стоит. “Новым игрокам будет трудно войти на этот рынок: чтобы завоевать лояльность клиентов, требуются годы”, — поясняет он. “Кроме того, надо иметь собственную ремонтную базу, — добавляет Михаил Габов из “Элекс Полюса”. — А это тоже непросто”.

Стоимость аренды легковых автомобилей в Н. Новгороде
Lada (без водителя) — 550—1000 руб./сутки в зависимости от модели.

Иномарки без водителя

Эконом-класс — 1400—1700 руб./сутки.
Бизнес-класс — 2500—3300 руб./сутки.
Иномарки с водителем
Бизнес-класс — 650—1500 руб./час.
Представительские — 1200—2000 руб./час.
Лимузины — 1500—3500 руб./час.

 
Источник: http://abm.r52.ru